Образование в метавселенной

Образование в метавселенных перестало считаться фантастикой: эпидемия коронавируса стала мощным толчком для перевода работы, учебы и досуга в онлайн. Сегодня виртуальные миры используют для обучения не только компании, но и школы и университеты. Какие перспективы открывают метавселенные и в чем выигрывают у офлайн-методов получения знаний?

Термин «metaverse» появился в далеком 1992 году, когда многие люди не были знакомы даже с интернетом. Долгие годы роман «Лавина» Нила Стивенсона воспринимался как фантастика, пока однажды не превратился в реальность — идея создания метавселенной прочно засела в головах разработчиков, что «вылилось» в несколько успешных проектов. Новый формат виртуальных развлечений моментально привлек внимание интернет-пользователей, за которыми сразу же «подтянулись» известные компании. Но не только брендам пророчат прибыльное будущее в metaverses — учебные заведения будут иметь не меньший успех уже в ближайшие годы.

Определение метавселенной

Греческое слово «meta» означает «за пределами», а «universe» переводится с английского как «вселенная». Метавселенная — гибрид физического и виртуального пространства, так называемый иммерсивный интернет. Пользователи цифрового мира получают все те же возможности, что и в обычной жизни — могут свободно перемещаться по участкам вселенной, общаться друг с другом при помощи VR-технологий, совершать покупки и зарабатывать деньги. Согласно мнению Марка Цукерберга, в будущем metaverse станет чем-то более «продвинутым», чем просто соцсеть.

Ядром аудитории метавселенных в 2022 году выступает молодежь (до 25 лет). Люди молодого возраста используют онлайн-технологии не только ради развлечений — около 51 % тинейджеров мечтают с помощью metaverse обеспечить себе стабильный доход. По этой причине тренд подхватили в ОАЭ — власти Дубая заявили о запуске собственного цифрового мира, в рамках которого за 5 лет будет создано свыше 40 000 виртуальных рабочих мест. Сегодня пользователи могут не только работать, но и получать образование в метавселенных. О самых интересных проектах мы расскажем ниже.

Какие возможности метавселенные предоставляют образовательным учреждениям

На первый взгляд, образовательный процесс в метавселенной мало чем отличается от обычного онлайн-урока — учителя и студенты встречаются в виртуальном пространстве, независимо от местонахождения каждого из участников. С точки зрения качества образования metaverses явно превосходит интернет-школы — визуальные возможности делают обучение более интересным, а значит, максимально эффективным. Вовлеченность в учебный процесс достигается за счет VR-технологий, которые обеспечивают полное погружение в искусственно созданную среду.

Образовательная платформа в метавселенной может выглядеть как реальный класс, где студенты собираются в назначенное время. Каждый пользователь создает/покупает аватар, который будет отображаться непосредственно внутри вселенной. Виртуальная комната оформляется в любом стиле. При желании можно разместиться даже на берегу океана. Но поскольку важно сконцентрировать внимание учеников на изучаемом предмете, лучше выбрать обычный класс.

Чтобы сделать обучение разнообразным, организаторы используют возможности иммерсивной трехмерной среды. Преподаватель с группой перемещается между мирами metaverse. Например, если это курс по истории искусства, студенты могут буквально «прикоснуться к прекрасному». Всего за минуту вы можете оказаться в мастерской Рембрандта или рассмотреть вблизи цифровую 3D-модель мраморной скульптуры Микеланджело. Такие «путешествия» улучшают усвоение материала, и тем самым делают образование в метавселенной более результативным.

Преимущества метавселенных для обучения

Пока рано говорить о том, смогут ли метавселенные полностью заменить образование в традиционных школах. Но одно можно сказать точно — необычный формат обучения наверняка привлечет внимание учеников и пробудит в них желание узнать что-нибудь новое. Занятия в виртуальной реальности больше подходят для краткосрочных учебных курсов, когда человек хочет освоить «азы» конкретной профессии. В обычных образовательных заведениях технологии метавселенных будут применяться на определенных уроках, например, истории, географии, химии, физике, астрономии.

После появления онлайн-курсов людям проще понять перспективность учебы в цифровой реальности. Далее рассмотрим причины, почему интеграция метавселенных в образование действительно разумное решение.


Первоклассная визуализация

Графические возможности метавселенных позволяют создавать образовательные программы в стилистике, соответствующей возрастной категории учеников. Для детей разрабатывают удивительные миры с «мультяшной» графикой — обучение становится увлекательной игрой, в которой каждый элемент способствует развитию ребенка. При работе со взрослыми материалы подаются в более реалистичном исполнении. Метавселенные с высокой точностью воспроизводят реальные места и объекты, что гарантирует максимальное погружение в цифровой мир.

Опыт на физиологическом уровне

Кроме красивой визуализации, в рамках образовательного курса метавселенные обеспечивают физическое взаимодействие. Для отображения кистей рук в цифровом пространстве используются специальные инструменты, к примеру, сенсорные перчатки или контроллеры. Подобные технологии применяют при обучении письму или языку жестов. После возвращения в настоящую реальность срабатывает мышечная память, позволяющая воспроизводить полученные навыки.

Высокий уровень вовлеченности

Для погружения в виртуальный мир студент надевает VR-шлем, который полностью изолирует его от физической реальности. Так, во время урока группа не будет отвлекаться на просмотр новостной ленты в телефоне или походы на кухню за чаем. Согласно исследованию PwC, образование в метавселенных является более эффективным — после прохождения курса в metaverse ученики применяли полученные знания на 40 % лучше, чем при традиционном обучении в классе.

Недостатки учебы в виртуальном пространстве

Прежде всего, следует сказать о проблеме покупки дорогой VR-гарнитуры. Для организации массового обучения в metaverses очки/шлемы виртуальной реальности должны получить примерно такое же распространение, как и смартфоны сегодня.

Вторая сложность образования в метавселенных связана с доступностью технологий для людей с ограниченными возможности. Если у человека проблемы со слухом или зрением, понадобятся дорогостоящие приспособления, которые смогут получить далеко не все студенты. В отличие от виртуальных, настоящие классы рассчитаны на учеников с любыми особенностями здоровья.

Кто использует метавселенные для обучения сегодня

Первая в России образовательная метавселенная появится уже в ближайшем будущем — на конференции «ЦИПР-2022» в Нижнем Новгороде представили прототип виртуального центра «НЕЙМАРК.MetaVerse». Разработкой IT-кампуса занимается Центр искусственного интеллекта «Горький» совместно с Проектным офисом стратегии развития Нижегородской области и IT-компаниями. В процессе планируется дополнить проект копиями музеев, а также моделью архитектурного ансамбля «Неймарк» с аудиториями и брендовым магазином.

В 2022 году в Великобритании был запущен образовательный центр DAN.IT Metaverse. В метавселенной студенты могут получить образование по IT-специальностям, чтобы в дальнейшем сотрудничать с мировыми компаниями. Актуальные программы от DAN.IT — интернет-маркетинг, программирование, UI/UX-design.
Активно используют метавселенные для обучения и компании. Это хороший способ собрать сотрудников из разных городов на тренинг, конференцию или тимбилдинг. Необычный антураж заставит участников с большим вниманием относиться к мероприятию, а широкие возможности визуализации помогут лучше усвоить информацию.


Компания разработчиков метамиров Venera Agency поможет вашему бизнесу организовать в метавселенной обучающий проект любой сложности. Наша команда подберет подходящую платформу, полностью возьмет на себя техническую реализацию и окажет поддержку непосредственно при проведении мероприятия. Мы работаем со всеми популярными метавселенными и сможем использовать их возможности на 100 %.
Мы готовы к реализации ваших самых смелых проектов!
Создание миров и проведение ивентов в метавселенных