Стоит ли вкладываться в метавселенные в 2024 году

Являются ли метавселенные актуальным трендом? Есть ли за ними будущее, и стоит ли вкладываться в их развитие с целью инвестирования? Эти вопросы противоречивые и вызывают массу споров. Убедительные доводы приводят эксперты с обеих сторон, и мы попробуем более детально разобраться в этом вопросе, чтобы понять, какой вектор развития имеют технологии на сегодняшний день.
Несмотря на то, что концепция виртуальных вселенных не является новой, всерьез о них заговорили в 2021 году, когда Марк Цукерберг объявил, что компания Meta сосредоточит свои силы именно на развитии метаверса. Спрос на подобные технологии начал формироваться за пару лет до этого, а интерес к виртуальным пространствам вырос в 2020 году, что было связано с пандемией. Техническим специалистам пришлось подстраиваться под стремительно растущий спрос, поэтому буквально за пару лет количество метавселенных увеличивалось, а их аудитория выросла в несколько раз. В конечном счете, это привело к тому, что в 2022 году виртуальные миры стали самым главным трендом. Так почему же не все эксперты согласны с тем, что будущее за этой технологией?


Резкий рост интереса к метавселенным замедлился в 2023 году, когда появился массовый запрос на приложения на базе искусственного интеллекта. Нейросети к этому моменту развились достаточно, чтобы начать активно внедряться в повседневную жизнь миллионов людей. Улучшившиеся возможности ИИ позволили интегрировать их в образовательные и бизнес-процессы, сделать частью программного обеспечения и операционных сред различных устройств, поэтому многие специалисты и инвесторы резко переключились именно на эту тему.

Но не стоит думать, что интерес к метаверсу потерян. На самом деле рост все так же наблюдается, просто замедлился его темп. В прошлом году многие крупные компании заявили о своем присутствии в метавселенных. Кроме того, именно в 2023 стартовал грандиозный проект «Метаверс Сеул». За 3 года администрация города планирует воссоздать его полную цифровую копию, причем посетители смогут взаимодействовать с государственными органами и получать соответствующие услуги. Samsung, СК Телеком, Навер и другие корейские корпорации уже присоединились к этому проекту и открыли в виртуальном пространстве свои представительства. Помимо этого, планируется открыть в метавселенной несколько образовательных организаций, включая полностью цифровой университет. Общий объем инвестиций в данный проект составляет порядка 200 млн долларов, поэтому абсолютно точно нельзя утверждать, что инвесторы потеряли интерес к виртуальным пространствам.

Метавселенные и ИИ

Проведенное в 2023 году масштабное исследование iFORA, предполагающее всесторонний статистический анализ порядка 750 млн публикаций, патентов и различных документов при помощи искусственного интеллекта, выявило те направления развития метаверса, которые на ближайшее время являются наиболее перспективными.

Так, согласно результатам анализа, самым привлекательным направлением является иммерсивная виртуальная реальность: ему был присвоен максимальный индекс значимости, а сроки массового внедрения ИИ определил как 4-6 лет. Далее идут определение и визуальное отслеживание объектов, распознавание действий на основе алгоритмов скелетизации.

На четвертом месте по перспективности инвестиций, связанных с метаверсом, оказались пользовательские AR-VR устройства. Причем ИИ подсчитал, что до их массового внедрения осталась пара лет. Далее в списке идет развитие сетей, систем захвата движения и распознавания жестов, цифровых аватаров. Замыкает десятку перспективных направлений обучение в метавселенных. На внедрение этих технологий искусственный интеллект заложил от 2 до 5 лет.

Что касается AR-VR гаджетов, то наибольший интерес у инвесторов и разработчиков вызывают очки, шлемы и другие подобные устройства (HMD), передающие картинку сразу на сетчатку глаза, что воспринимается пользователем как виртуальный экран, находящийся прямо перед ним на комфортном расстоянии. Аналитики предполагают, что в течение пяти лет рынок HMD будет увеличиваться на треть, а в 2026 году его емкость будет более 79 млрд долларов.

Как действуют крупные компании

Можно долго рассуждать о том, станут ли метавселенные массовым явлением или нет. Гораздо интереснее проанализировать то, как в настоящий момент действует крупные компании, ранее направлявшие свои силы и средства на развитие технологий в этой сфере. Взять, к примеру, Meta: после того, как Цукерберг инвестировал 36 млрд долларов в метаверс, все ждали колоссального прорыва, но его не случилось. Проект оказался спорным и не продемонстрировал те показатели, которые изначально были заложены. Чтобы сократить расходы, было принято решение уволить 11 000 сотрудников, чья работа касалась метавселенной, но и это не особо помогло — компания продолжает нести большие убытки. В связи с этим стало известно, что в Meta планируют сократить еще 10 000 сотрудников, занятых в этом направлении.

Похожая ситуация сложилась и в Диснее. Открыв отдельное подразделение, занимающееся разработкой метавселенной, компания заявила, что в течение нескольких месяцев до 7 000 сотрудников будут уволены, и сам отдел закроется. Правда, нужно отметить, что дело может быть не в том, что Дисней потерял веру в метавселенные, а в том, что стратегия развития корпорации в целом оказалось провальной, и компания несет колоссальные убытки по всем своим видам деятельности.

Пока эксперты спорят относительно того, какое будущее ожидает метавселенные и стоит ли вкладываться в их развитие, практика показывает, что в области игровой индустрии, бизнеса и искусства технологии виртуальной реальности максимального востребованы. На данный момент уже существуют метаверсы с миллионами активных пользователей, включая Roblox, Sandbox и другие. Скорее всего, после ажиотажного интереса будет легкий спад, который мы наблюдаем сейчас, а затем начнется стабильное развитие. В частности, аналитики из Activate заявили, что через 2 года аудитория метавселенных будет достигать 600 млн человек.

Стабильный спрос на проведение мероприятий в метаверсе и переносе туда бизнеса мы наблюдаем и в Venera Agency. Кстати, у нас уже есть кейсы как по созданию собственной метавселенной, так и по оформлению миров на уже существующих платформах.
КЕЙСЫ ДРУГИХ МЕТАВСЕЛЕННЫХ
Конференции и выступления
Презентации и цифровые копии
Образовательные проекты
VR/AR/AI
Мы готовы к реализации ваших самых смелых проектов!
Создание миров и проведение ивентов в метавселенных